Наше дошкольное учреждение является апробационной региональной площадкой по реализации инновационной комплексной образовательной программы «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет (научный руководитель И.А.Лыкова), разработанной в ответ на вызовы времени, изменяющие отношение взрослых к миру детства. Она ориентирована на создание оптимальных условий для становления социокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
Указ Президента № 240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» нацеливает на создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
В Указе Президента № 204 от 07 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» четко поставлена задача: «...достижение к 2021 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет».
В стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В детском саду уже есть группы раннего возраста, работающие по комплексной образовательной программе «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы). Работая с малышами и привлекая родителей к участию в образовательной деятельности детского сада, мы пришли к выводу, что современным мамам не хватает знаний в вопросах воспитания детей, не все родители понимают свою роль в воспитании и развитии современных детей. Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в дошкольном возрасте — результат недостаточной двигательной активности в раннем возрасте, малоподвижного образа жизни детей и их родителей.
Кроме того, детский сад расположен в спальном районе с не очень удобным транспортным сообщением, что не нравится молодым родителям, пользующимся общественным транспортом. Мы хотим за счет улучшения качества работы с детьми раннего возраста повысить имидж в родительском сообществе города ,привлечь и удержать родителей и детей проживающих в микрорайонах, удаленных от детского сада.
Основная позиция образовательной программы «Теремок» - охрана и укрепление здоровья детей раннего возраста является первостепенной социально-образовательной задачей.
Особое внимание в работе с детьми раннего возраста следует уделить адаптационному периоду при поступлении в детский сад, включая создание комфортных условий пребывания ребенка, исключающих психотравмирующие факторы — это совместные формы деятельности с родителями в группе, организация «гибкого» режима пребывания, оздоровительно-профилактические мероприятия, тесные формы взаимодействия медико-педагогического персонала с родителями.
На этапе раннего детства закладываются основы физического и психического развития: происходит интенсивный процесс созревания всех физиологических органов и функциональных систем детского организма. Параллельно совершенствуется костно-мышечная система и телесная природа ребенка; приобретается первоначальный опыт, осваиваются разные виды моторики, формируются механизмы управления своими движениями в процессе общения. При помощи движений малыш активно познает мир, осваивает речь, изучает пространственно-временные параметры перемещения тела в окружающей среде, способы общения со взрослыми, бережно заботящимися о детях.
Природная двигательная активность малыша является неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, она чрезвычайно разнообразна и эмоционально окрашена, входит как составляющий компонент в любой вид детской деятельности.
Одной из жизненно важных биологических потребностей малыша является его двигательная активность. Вместе с тем, обладая органической потребностью в движениях, малыш не имеет готовых способов ее удовлетворения. Грамотно организованная взрослыми двигательная активность способствует укреплению его здоровья, стимулирует положительные эмоции, играет важную роль в обеспечении полноценного физического развития. Хорошо тренированное автоматическое движение формирует основу для следующего, более сложного движения. К концу раннего детства движения ребенка становятся составной частью для всех видов детской деятельности: игры, общения, познания, конструирования и др. Параллельно по мере расширения двигательных возможностей ребенка устанавливаются определенные отношения со взрослыми: для ребенка второго и третьего года жизни взрослый становится постоянным партнером в совместных играх.
В реализации проекта примут участие 15 детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, посещающие группу раннего возраста, в которой реализуется инновационная комплексная программа «Теремок» для детей от 2 месяцев до 3 лет.